Одеська національна Odesa National
морська академія Maritime Academy
Рекламно-інформаційний відділ Advertising-informational Department
ОФІС 218, КОРПУС №7 OF. 218, Building №7
Дідріхсона, 8 8, Didrikhson St.
65029, Одеса, Україна 65029, Odesa, Ukraine
тел/факс: +38(0482)35-62-39 Ph/Fax +38(0482)35-62-39
E-mail: rio@onma.edu.ua Web: http://www.onma.edu.ua
№ 9 июнь 2008 г

Пресс-релиз

К столетию со дня рождения Анатолия Петровича Шведа

В начале весны 1944 года, когда значительная часть Украины еще не была освобождена от коалиционных войск фашистских агрессоров, возглавляемых Германией, Государственным Комитетом Обороны было принято решение о создании трех высших и ряда средних мореходных училищ. Училища создавались для подготовки кадров мощного морского флота, который предполагалось построить в ближайшие десятилетия. В нашем городе – Одессе – высшее мореходное училище организовывалось на базе на ул. Дидрихсона. Задача была поставлена грандиозная. В условиях продолжающейся войны подготовить материальную базу для занятий и проживания, произвести набор курсантов из числа фронтовиков и дополнительно мобилизованных, начать занятия уже 1 сентября 1944 года и произвести через пять лет выпуск специалистов четырех специальностей.

Параллельно надо было обеспечить подготовку кадров преподавательского состава, написать новые учебники и учебные пособия, создать лаборатории и специализированные кабинеты. И все это в условиях разрушенного войной хозяйства страны, гибели на фронтах большого числа специалистов, разбитого в процессе героической обороны и последующей оккупации самого города Одессы.

Начало работы по созданию Училища распоряжением Наркомфлота было объявлено 18 апреля 1944 г., т.е. всего через неделю после освобождения города. Для этого в г. Одессу прибыла оперативная группа наркомата, в которую входил 35-летний опытный и энергичный специалист морского флота Анатолий Петрович Швед. Он был назначен исполняющим обязанности начальника Одесского высшего мореходного училища (ОВМУ). Ему было поручено по заданию правительства начать создание нового вуза. В конце июля этого же года он сдаст дела вновь прибывшему начальнику училища, а затем с марта по июль 1945 опять будет возглавлять ОВМУ.

Кто же был этот человек, какой он прошел жизненный путь до этого и как он проявил себя, работая в училище, ставшем затем академией, до самой смерти, последовавшей в 1985 году.

А.П. Швед родился в рабочей семье в 1908 году. С 18 лет навсегда связал себя с эксплуатацией морского флота, поступив в 1926 г. и окончив в 1930 г. судостроительный факультет Одесского политехнического института. После института начинается его трудовая деятельность, в результате которой он стал специалистом высокой классификации по эксплуатации судов. До 1932 года Анатолий Петрович — судовой механик, затем инженер-теплотехник Совторгфлота. В этом же году к его помощи обращается Северное пароходство для решения в условиях развития морских перевозок в Арктике вопроса рационального сжигания в судовых котлах местных (печорских) углей. Поэтому Анатолий Петрович в 1932-33 годах руководил испытательной партии Управления Совторгфлота Северного бассейна по решению этой проблемы.

С этой задачей он справился отлично и был приглашен работать научным сотрудником в Черноморское отделение Центрального научно-исследовательского института водного транспорта. Однако затем пароходство в связи с реконструкцией флота вновь привлекает его в качестве группового инженера Управления Черноморского пароходства. В годы работы в пароходстве А.П. Швед выполнял ряд ответственных работ по испытаниям судовых установок и организации топливоиспользования на судах, руководил внедрением новейшей топочной техники, методов судоремонта, лично руководил стахановскими рейсами на Черном море.

В связи с расширением теплотехнической лаборатории и проведением экспериментальных и монтажных работ на судах морского флота он был откомандирован в июле 1939 года на должность ст. лаборанта Одесского института инженеров водного транспорта (ОИИВТ). В институте А.П. Швед вскоре возглавил теплотехническую лабораторию, откуда он и был мобилизован в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию 19 июня 41 года, за несколько дней до начала Отечественной войны.

В 41-42 годах он краснофлотец, старшина инженерного отдела Черноморского флота, участник обороны городов-героев Одессы и Севастополя. Его участие в боевых действиях отмечено в 1942 г. медалями «За боевые заслуги», «За оборону Одессы» и «За оборону Севастополя».

В 1943 году Швед А.П. был прикомандирован в качестве инженера техотдела к Черноморо-Азовскому бассейновому Управлению, которое располагалось тогда в г. Батуми, где руководил работами по устранению боевых повреждений судов, а затем приказом Наркомфлота был направлен в Одесский институт инженеров водного транспорта, который располагался в Астрахани. Здесь по апрель 1944 г. А.П. Швед работал и.о. доцента. Одновременно руководил проектами по переоборудованию судов, их модернизацией и осуществлением этих проектов. В частности возглавлял крупные работы по переоборудованию морских судов и судов Волжского речного бассейна на сжигание антрацитов в котлах.

И вот теперь он возглавил работу по началу создания крупнейшего морского вуза страны и одного из крупнейших в мире.

Работая в училище в первые годы его становления, А.П. Швед руководил последовательно рядом кафедр, в частности, кафедрой Судовых силовых установок, четыре года — судоводительским факультетом, исполнял обязанности заместителя начальника училища по научно-учебной работе, проявляя при этом организаторские способности, плановость и оперативность в работе. В связи с отсутствием в первые годы существования ОВМУ старших курсов работал до 1948 г. по совместительству в ОИИМФ.

За проявленную инициативу и энергию по выполнению постановления Государственного Комитета обороны от 5 марта 1944 года в деле организации высших мореходных и мореходных училищ приказом Народного Комиссара морского флота 2 марта 1946 года он был награжден знаком «Почетный работник морского флота».

В эти годы А.П. Швед занимается также и научными исследованиями, которые были прерваны войной. В декабре 1946 г. он защитил диссертацию, посвященную исследованию характеристик конденсаторов судовых силовых установок, а 27 октября 1947 г. постановлением Высшей аттестационной комиссией Министерства высшего образования ему было присвоено ученое звание доцента.

Являясь одним из руководящих участников становления училища и обладая большими организаторскими способностями, А.П. Швед проявляет энергию, инициативу, настойчивость в своей профессиональной деятельности, иногда упрямство.

Он дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным, находчив и решителен в своих действиях. Заботлив по улучшению бытовых условий курсантов и подчиненных, благодаря чему пользуется заслуженным авторитетом среди курсантского состава и коллектива в целом.

Руководил созданием ряда крупных лабораторий и кабинетов.

В числе созданных лабораторий — лаборатория действующих судовых силовых установок (котельная, машинный зал, зал вспомогательных механизмов). При его непосредственном участии созданы также лаборатории топлива и смазки, контрольно-измерительной аппаратуры и технический архив по курсовому и дипломному проектированию.

Как педагог, обладает высокой эрудицией, хорошей теоретической подготовкой и лекторским мастерством.

В 1964 году А.П. Швед возглавил кафедру «Судовых паровых турбин», профессором которой он становится в 1969 г.

В годы работы на кафедре он посвящает себя педагогической и научной деятельности, не прерывая связей с производством, уделяет много времени росту квалификации молодых преподавателей, готовит молодые кадры научных работников.

Систематически участвует в работе по содружеству с производством, в частности, Черноморским пароходством и китобойной флотилией « Слава», и пользуется большим уважением среди работников флота.

Работает в Черноморо-Азовской инспекции Регистра СССР, в которой он член технического Совета.

Возглавляет методическую комиссию училища по вопросам организации труда в учебном процессе, является постоянным членом Методической комиссии Управления учебными заведениями ММФ, членом техсовета Черноморского пароходства.

Особое внимание А.П. Швед уделял практической подготовке курсантов.

Многие годы руководит плавательной практикой курсантов на судах.

Значительный вклад внес Анатолий Петрович в дело создания учебного флота высших морских училищ страны. Он участвовал в вопросах проектирования, строительства и последующей эксплуатации этого, не имеющего аналога в мире, мощного учебного флота.

Глубокое знание дела, в условиях производственной деятельности, результаты научно-исследовательских работ, педагогический опыт легли в основу опубликованных им работ.

Еще до прихода в училище по результатам рационализаторских, модернизационных и оригинальных мероприятий, которые проводил на морском флоте Швед А.П., были изданы несколько научных работ в области теплотехники, в частности книга «Сжигание антрацита в паровых котлах».

Огромный научно-технический и производственный опыт и знания, широкая эрудиция с успехом были реализованы А.П. Шведом в большом коллективном труде «Эксплуатация паросиловых установок морских судов», изданном в двух томах и выдержавшем два издания. Эта книга являлась учебником по ведущей дисциплине высших инженерно-морских училищ — эксплуатации энергетических установок. Этот учебник был издан большим тиражом также и в Китайской народной республике.

В своих опубликованных работах, помимо большого количества материала, характеризующего глубокие знания автором трактуемых положений, приведены результаты опытных исследований, проведенных в производственных условиях.

Отношения с вышестоящим руководством у него не всегда были гладкими, в процессе борьбы мнений возникали и конфликтные ситуации. Участник боевых действий, фронтовик, многие годы занимавший ряд крупных руководящих постов, Анатолий Петрович не состоял в Коммунистической партии, хотя с отличием окончил вечерний университет марксизма-ленинизма.

Таков вкратце славный жизненный путь этого человека, столетие со дня рождения которого мы отмечаем. Его жизнь отмечена многими яркими событиями, связанными с целой эпохой в истории Советского государства, морского флота страны и Одесской морской академии.

P.S. Подготовил доц. Руденко В.И., знавший Анатолия Петровича более 20 лет, в свое время слушавший его лекции и некоторое время работавший с ним на кафедре «Судовых паровых котлов и ядерных реакторов»